[ архитектоника ] портал о современной архитектуре и дизайне >> новости > Вторая сцена Мариинского театра

Вторая сцена Мариинского театра


6 марта 2006. Разместил: at
После того как были снесены здания школы, дворца культуры и жилого дома, выяснилось, что на участке слабый грунт, который может не выдержать новую конструкцию.

alt
Фото: Александр Петросян, специально для газеты «Мой район».


Пустырь имени Доминика Перро

Теперь неясно, что будет на месте снесенного квартала - вторая сцена Мариинки или парковка?


Владимир Лисовский,
специально для газеты «Мой район».


История второй сцены Мариинского театра все больше напоминает захватывающий триллер. Казалось, после того, как Доминик Перро восхитил не только маэстро Гергиева, но и правительственную элиту, перед французским проектом открылась «зеленая улица».


Однако вдруг поползли слухи о том, что проект Перро вызвал неудовольствие «на самом верху». Оно, неудовольствие, может оказаться более серьезным препятствием к осуществлению замысла, чем невыполненные расчеты фундамента под «кокон», неясности с технологией его очистки от снега или «внезапно» обнаруженная слабость грунта на участке, отведенном для строительства.


Когда появилось неудовольствие, начали всплывать и «внезапности». Казалось бы, прежде чем сносить здания на Крюковом канале, стоило убедиться, что на этом пропитанном водой участке можно возвести сооружение, вдвое превосходящее по объему и высоте Мариинский театр. Казалось бы, проектируя колоссальную стеклянную оболочку, следовало просчитать все обстоятельства, связанные с конструированием, осуществлением и содержанием беспрецедентной
по размаху и бессмысленности декорации. Но ничего этого «не казалось» ни автору проекта, ни тем, кто оценивал авторский замысел. Все получилось «как всегда»: сначала сделали, а потом задумались. Именно поэтому спустя почти два года после конкурса Перро вынужден был представлять на суд Градостроительного совета новый вариант своего «купола», уже не прозрачного и легкого, а утяжеленного каркасом, более близким к реальности. Тем не менее, Градостроительный совет, как раньше и жюри конкурса, все с радостью одобрил.


Нельзя не напомнить, что замысел был с самого начала противозаконным. Для второй сцены Мариинского театра выделен участок, расположенный в охранной зоне Петербурга, где новое строительство запрещено. Тем более оно невозможно в столь претенциозной форме: знаменитый модернист демонстративно не пожелал считаться с особенностями уникального городского ландшафта.


Допуская вторжение нового сооружения в историческую среду, организаторы конкурса в то же время неожиданно проявили «трогательную» заботу о памятниках старины. Она выразилась в том, что, согласно условиям конкурса, в состав нового театрального здания полагалось
включить маленький фрагмент фасада Литовского рынка, когда-то стоявшего на берегу канала. Создание этого рынка предположительно связывается с именем Кваренги. Но старинное здание многократно перестраивалось и фактически перестало существовать, напоминая о себе только изменившимся со временем фрагментом фасада. На фоне непрекращающегося искажения архитектурных ансамблей города «новоделами» стремление сохранить для потомков кусочек старинной утилитарной постройки кажется проявлением изощренного фарисейства. И вот недавно мы узнали: при попытке демонтировать фрагмент рынка с целью последующего его сохранения старая кладка не выдержала и рассыпалась в прах. Не следует ли видеть в этом происшествии своего рода «перст судьбы»?
Хорошо, что город пока не обогатился новой ямой - по подобию ямы у Московского вокзала. Но и снесенных домов жалко, особенно если на их месте (об этом уже писали газеты) будет организована автомобильная парковка.


Как же будет развиваться триллер дальше?


Владимир Лисовский, доктор искусствоведения, профессор, председатель петербургского отделения ВООПИК.

Источник: www.oam.su