портал о современной архитектуре и дизайне | blog about contemporary architectural and design
Поиск
Самое читаемое
О нас

архитектура, дизайн интерьера и новости архитектуры - глазами архитектурного сообщества

Наш проект не коммерческий, и для чего мы его создали, точно не знаем. Вероятно, мы устали тратить время на поиски на просторах сети, поэтому мы решили собрать все в одном месте.

Поэтому читайте Нас, пишите Нам, регистрируйтесь и добавляйте статьи сами. Нам интересно всё, что связано с современной архитектурой и дизайном, дизайном интерьера, различными архитектурными формами и стилями. И тогда это станет интересно еще и Вам. А если Вы вдруг создали нечто интересное и гениальное, создали новое направление в дизайне интерьера, напишите нам и мы это опубликуем.

А о новостях и событиях в мире архитектуры и дизайна, выставках и конкурсах, а так же о разных акциях сообщайте немедленно!



архитектурадизайн интерьерадизайнархитектурные и дизайнерские конкурсы форум о архитектуре, дизайне и не только...
архитектура

Дубынин Н.В.

Кандидат архитектуры. г. Москва.

Статья опубликована в журнале «Жилищное строительство». - 2005г. - №12. – С. 4-5. (под названием «О работе институтов на современном этапе»)


О работе НИИ в области архитектуры и строительства на современном этапе

Сегодня появляется много сигналов о разорении научных институтов в отрасли строительства и проектирования [1.]. Так же много и обзорных материалов по этой важной и интересной теме [2.]; [3.]; [4.]; [5.]. Практика показывает, что научные организации сегодня не имеют реальной поддержки государства, и в то же время не могут быть коммерчески самостоятельными. Дело в том, что научный институт не приносит прибыль так же как, например мастерская или проектное бюро. Это вопрос не в ученых, ведь так же дела обстоят и за рубежом. Там научная деятельность финансируется и государством или фондами, и даже если это частная организация [2.]. Работы научной отрасли несомненно дают экономический эффект и несут большой потенциал, но чтобы его рассчитать, следует учитывать ряд нюансов.

Так, сегодня считается, что проектирование выгодно и приносит серьезную прибыль. Научные же работы – нечто эфемерное, не прибыльное и совсем не нужное. Но, все проектировщики, даже в своей самой незначительной работе, пользуются разработками научных институтов, сами порой этого не осознавая. Это такие материалы как: методы проектирования, нормативные документы (СНиП, ГОСТ, СП и т.д.), планировочные элементы, методики расчетов конструкций, технологии строительного производства, материалы, система сертификации, обучение специалистов и т.п. То есть выходит, что весь процесс проектирования основан на науке. И вот, результатом снижения потенциала научных работ за последние 15 лет стало то, что наши проектные фирмы при проектировании уникальных современных сооружений вынуждены все больше копировать (слово перенимать тут не подходит) зарубежный опыт и пользоваться их технологиями, конструктивными системами материалами и оборудованием. Со временем этот процесс будет углубляться - все больше работ, в том числе расчетных, нужно будет заказывать в зарубежных фирмах, придется перенимать и зарубежную систему нормативной документации. А завершающей стадией видимо станет почти полная передача прав на проектирование зарубежным институтам. И все эти услуги, начиная с расчета и заканчивая проектом, обходятся и будут обходиться совсем в другие «деньги», чем могло бы быть у себя в стране. К стати уже сегодня большую часть уникальных проектов в РФ выполняют зарубежные проектировщики и строители. Тогда Российским проектировщикам в своей стране останется только рынок второстепенных проектов, на уровне прошлого века.

Учитывая с одной стороны трудность сегодняшнего экономического положения научных институтов, подразделений, а с другой стороны самоуверенность проектных организаций - сложно определить пути их дальнейшего взаимодействия. Однако, в качестве полемики, можно сформулировать несколько предложений. Может быть наиболее удачная форма, в которой могут существовать научные организации – это в составе «научно-исследовательского проектного института». Внутри такого института можно создать хорошие связи между наукой и проектированием, обеспечив исследования финансированием, а проектировщиков – научной базой. Конечно, исследования по своему охвату уже не выйдут на тот уровень как при государственном подходе к делу, но, по крайней мере, это обеспечит их жизнеспособность и даст проектировщикам хорошие перспективы на самые привлекательные заказы.

Чтобы организовать работу научного подразделения в такой организации можно определить ряд наиболее важных направлений, в которых должна развиваться деятельность.

1. Реорганизация информационного «Сайта» (Интернет-страницы). Обычные Сайты проектных организаций содержат рекламу. В то же время эта страница могла бы значительно выиграть, если бы на ней появился информационный раздел о перспективной работе института, научных разработках, а также форумы, на которых бы обсуждались актуальные вопросы проектирования, давались консультации и т.д.

2. Учреждение журнала . Кроме Сайта, институту было бы интересно и полезно выпускать журнал или сборник. Небольшой, но емкий по смыслу, актуальный и эффектно оформленный и поданный. Это также значительно повысит престиж организации и сделает ей хорошую рекламу.

3. Создание службы маркетинга. Фактически такая служба подсобная, но если она будет курироваться научным подразделением то сможет приносить большую пользу, чем обычно. Она должна осуществлять поиск заказов на профессиональной основе, то есть создавать качественную, высокоэффективную рекламу института, постоянно осуществлять мониторинг рынка, демографии, градостроительной ситуации и других факторов.

4. Прикладные работы, обеспечивающие научную поддержку проектных работ. Полезно рассмотреть, какие работы для нужд проектирования внутри данного института могло бы осуществлять его же научное отделение, будь то расчеты, обследования, архитектурные проработки, консультации и независимая экспертиза, как объектов, так и проектов, составление техусловий на проекты уникальных зданий. Ведь наверняка многие из этих работ заказываются посторонним организациям, а в результате теряются не только деньги, но и престиж.

5. Перспективные работы. Наука не может быть абсолютно окупаемой, поэтому, видимо, нужны темы, которые бы были полезны институту в перспективе и оплачивались с учетом будущего эффекта. В качестве приблизительной тематики таких работ можно назвать типологию высотных зданий, технологию высотного строительства, новые возможности подземного строительства, реконструкцию и т.д.

6. Участие в интернет-конференциях. На основе работ, выполняемых на перспективу можно организовать участие научных сотрудников в международных интернет конференциях, по наиболее актуальным вопросам. Рассылки подготовленных материалов по престижным порталам. Ведь это поле менее всего освоено российскими научными организациями. И организованные публикации имели бы весьма значительный эффект.

7. Организация командировок. В проектных организациях, посылая людей в командировки, в том числе и за рубеж, перед ними обычно ставят не рациональные задачи - побывать на экскурсиях по городу, по стройкам и рассказать, что они видели, их впечатления. Требовать после подобных поездок конкретные предложения по улучшению практики проектирования, в самом деле, нельзя. Представляется, что эффективно было бы посылать людей на специализированные конференции. И не просто присутствовать, а со своими докладами. Конференция и экскурсии дали бы максимальную отдачу. Во-первых, за счет рекламы института, а во-вторых, за счет потенциальной возможности организовать связи с другими передовыми организациями в той или иной области проектирования. Кроме того, на этой базе, имея профессиональную углубленную информацию, действительно можно было бы давать рационализаторские предложения.

8. Создание учебного центра. Он необходим для ведения курсов повышения квалификации, других курсов, связанных с сертификацией специалистов. Кроме того, на его базе можно проводить семинары организованные как институтом, так и другими организациями. Вся эта деятельность должна осуществляться на договорной основе с прямой выгодой для института.

9. Создание экспериментальной проектной мастерской . Главной целью этого звена научного подразделения должна стать апробация новых разработок в экспериментальных проектах. К объектам таких проектов следует отнести новые виды или типы зданий, разработка которых еще не освоена и связана со сложными проектными решениями и технологиями.

Но все перечисленные мероприятия могут произвести желаемый эффект если их выполнение будет возложено на профессионалов, имеющих большой опыт научной работы, с привлечением в помощь смежных специалистов, таких как экономистов, редакторов, менеджеров. Очевидно, что все научные должности и виды работ должны быть обеспечены достойными окладами. Кроме того, потребуется введения системы грантов, конкурсных работ и т.п.

Естественно, что все эти виды деятельности требуют серьезных вкладов со стороны института. Но если взвесить все за и против, такие предприятия должны окупаться. В настоящее время, требование от науки окупаемости не в том, что она на самом деле может дать, а по той же схеме что и от проектных мастерских – недопустимо. Это все равно, что колоть орехи королевской печатью. Тогда как ее окупаемость свой основной потенциал имеет в повышении престижа организации, ее авторитета и перспективных работах. В том числе, в разработках, которые помогут проектировщикам не остаться без «хлеба» не в таком уж далеком, но все же будущем. К сожалению, наши экономисты пока не в силах это рассчитать.

Между тем даже в тех институтах, где могла бы быть организована описанная схема, до сих пор требуют от науки работы по договорам и немедленной прибыли. Это приводит к сильному снижению качества и номенклатуры работ, снижению зарплат и модификации научных подразделений в псевдо-научно-проектное бюро. Ведь представьте себе, что будет, если в перспективном подразделении фирмы, на которое возлагаются надежды, будут платить сотрудникам зарплату ниже машиниста метро? Там останутся только водители троллейбусов.

В тоже время есть возможности позволяющие получить полноценно действующее научное подразделение, реально соответствовать названию «научно-исследовательский и проектный институт» и повысить его имидж. При этом окупаемость мероприятий предлагается считать не в узких мерках квартала, полугодия, а учитывая масштаб всего комплекса мер и перспектив развития организации.

Ссылки:

1. И.Фомин. Отрасль не может развиваться без науки, а где же эта наука. Отчаянный голос науки. Центр приземления отраслевой науки. //Строительная газета. – 2005. - № 34 (9837) 26 августа.

2. К.В.Кияненко. Инфраструктура научного знания. //Жилищное строительство. – 2004. - № 10. - С. 2 – 3.

3. В.Л.Хайт. Фундаментальная наука и жилище будущего. //Жилищное строительство. – 2004. - № 10. - С. 4 – 5.

4. М.Р.Савченко. Направления развития прикладных архитектурных исследований. //Жилищное строительство. – 2004. - № 10. – С. 6 – 7.

5. С.В.Николаев, В.В.Федоров, Б.М.Мержанов. С новых позиций. //Жилищное строительство. – 2003. - № 12. – С. 2 – 4.

 




.................................

теги: ---
перепечатка только частичная, со ссылкой на сайт [ архитектоника ]

Вставить в блог
Написал: at
24 октября 2006 13:34
с Вашего позволения из приватной беседы переместимся давайте сюда :)

Речь в статье идет о следующем.

Когда смотришь на архитектуру поверхностно, взглядом обывателя, или даже молодого специалиста, кажется - единственная задача архитектора сделать рисунок плана и фасадов и его гениальное здание прославится на весь мир. "А если нет, то мир большая свинья" (БГ).

Но с опытом приходит понимание, что процесс проектирования гораздо сложнее. И чтобы спроектировать здание, или город, архитектор должен не только уметь рисовать и чертить. Настоящему мастеру нужны и знания, причем не только общие. Например, знание опыта проектирования, строительства, технологии, оформления документации.
Как раз обогащению этих знаний и служит архитектурная наука.

Специалист не владеющий информацией, не представляющий зачем нужна наука и не держащий себя в курсе последних тенденций развития архитектуры не может быть быть мастером. Его уровень можно приравнять только к ремесленнику.

Мне кажется, молодежь должна это понять.
С уважением Н.В.


не скажу, что полностью согласен - но частично разделяю и поддерживаю Вашу точку зрения.

Но каким же образом отделять "мух от супа"? как молодой специалист может понять, к ремесленнику в мастерскую он попал или к мастеру? В какой-то степени это чисто субъективное мнение - и оно зависит как раз от того, на какой ступени между мастером и ремесленником находится Ваш оппонент. Да и откуда взять стандарты мастеров? есть снипы, госты на это?. можно приводить примеры и не получить ответов.
Я вчера вернулся с Зодчества, вот он, поистине кладезь ремесленников возводящее в ранг мастеров ежегодным вручением Дедалов. Узко специализированное сообщество формирующее общественное мнение на основании своего табеля о рангах.

Специалист не владеющий информацией, не представляющий зачем нужна наука и не держащий себя в курсе последних тенденций развития архитектуры не может быть быть мастером. Его уровень можно приравнять только к ремесленнику.


отчасти именно по этой причине создана и живет архитектоника. возможно я довольно жестко её модерирую и не всегда пропускаю какие то материалы, но это лишь для того, чтобы не наполнять её мусором. пусть одна статья в месяц будет -но она должна нести имено ту информацию, которая возможно поможет кому-то поднять свой уровень, немного подсмотреть за мастерами.

кстати, а как же бумажники? к кому Вы их относите? надеюсь к мастерам :)
Написал: НВ
26 октября 2006 17:31
Конечно, ведь и «бумажная» архитектура появилась не на пустом месте. Наверное, ее можно отнести к научной гипотезе, теории, построенной на объединении современного (на тот момент) опыта проектирования и перспективных проработок дальнейших путей развития архитектуры.

Архитектуру вообще нельзя рассматривать только по картинкам. Это только окончательный результат работы, отражающий, но еще не раскрывающий полностью ее сути и цели. Когда студенты разглядывают картинки в журналах, им часто начинает казаться, что «вот мол, «круто», надо брать и рисовать все что придет в голову и даже с закрытыми глазами и слава у тебя в кармане». И конечно заблуждаются. Архитектура это не авангардная картинка, это гораздо больше, нельзя сделать ее не понимая, что ты делаешь. И каждая картинка в ней результат огромной работы как теоретической, так и практической. Картинкой она представляется только для обывателя.

«Бумажная» архитектура потому и получила такую известность, потому и стала символом своего времени, что ее авторы делали не только картинки, которые печатают во всех модных журналах. Их работа была гораздо больше, обширнее. Но чтобы ее понять надо отложить современные цветные журналы и пойти в библиотеку.

Вот так, "кстати", я считаю.
Написал: at
26 октября 2006 18:50
Конечно, ведь и «бумажная» архитектура появилась не на пустом месте. Наверное, ее можно отнести к научной гипотезе, теории, построенной на объединении современного (на тот момент) опыта проектирования и перспективных проработок дальнейших путей развития архитектуры.


если например вспоминать ВХУТЕМАС - то становится в какой-то степени обидно за державу. Была достаточно сильная школа, из которой вышли не только хорошие архитекторы, но и дизайнеры. Она объединила в своё время всё самое передовое и технологичное. До сих пор работы ВХУТЕМАСовцев цитируются и перерабатываются, рождая новые точки зрения и перерождаясь в порою в немыслимые формы. Не в вполне корректно, наверное, обсуждать, что было значимее БАУХАУС или ВХУТЕМАС - это были две абсолютно разные школы, они существовали при схожих, но в тоже время разных политических режимах. Один выжил, второй закрыли. И это, как мне кажется, была трагедия для Российского исскуства. Я не берусь утверждать, что у нас нет хорошей школы, архитектурной, или дизайнерской - неважно. Важно то, что мы практически не пользуемся своим наследием, теми крупицами, что нам от него достались. Рем Кулхас как-то говорил - "...Вы постоянно что-то ищете, поглядывая из-за плеча, - оглянитесь, возможно есть где посмотреть ещё..." И он, не стесняясь, восхищался Леонидовым и не отрицает цитирования в своих работах Русских бумажников. А мы их не видим. Мы смотрим туда, за плечо... в красивые журналы.. и отказываемся оглянуться и увидеть свои корни. Архитектура не может возникнуть на пустом месте, нужна философия, школа, мастерство поколений, интерпретация переданных тебе знаний. У нас же, возникает ощущение, что человек выходя из института, начинает копировать, не глядя всё "как у них". И так делают не только молодые, мэтры архитектуры тоже сидят зарывшись в те же журналы. У меня иногда спрашивают редакторы зарубежных ресурсов - а покажи, что у вас там, в России проектируют? и стыдно показать... ничего у нас не проектируют, нет у нас своего национального колорита - одни сплошные заимствования.....
Написал: НВ
1 ноября 2006 09:54
ВХУТЕМАС конечно был необыкновенной школой. Но говорить о том что она была закрыта и на этом все кончилось несправедливо.
Так или иначе, ВХУТЕМАС дал начало развитию другой отечественной не менее известной и прославленной школы МАрхИ. Благодаря ей, как собственно и многим другим подобным школам, созданным в городах СССР, знания в области архитектуры были значительно расширены и углублены, не в официальном, не в формальном, и не в бюрократическом смысле. Так, если раньше архитектурой мог заниматься любой художник, то теперь привилегии зодчества стали переходить профессиональному архитектору. А затем, и внутри профессии появились специальности (градостроительство, промышленная архитектура, архитектура гражданских зданий). Не потому что это кто-то решил, а потому что без специального образования в примудростях нашей профессии стало невозможно разбираться.
Также развивалось и послевузовское профессиональное образование (аспирантуры и докторантуры) как при ВУЗах, так и при НИИ (таких как ЦНИИЭП жилища, ЦНИИЭП общественных зданий и др.). Все это дало нашей стране многих известных зодчих как на родине так и за рубежом, а наша система образования, как известно, была признана одной из передовых в мире. И это не пустые слова, как нам сейчас пытаются внушить.
Так, например, в Америке, как и на западе, нет соответствия нашей степени доктора наук. Их звание доктора приравнивается к нашему званию кандидата наук.

Уничтожение школ и образования в целом произошло при так называемой демократии, когда финансирование ВУЗов снизили на столько, чтобы люди сами перестали ходить на работу и постепенно разворовывали свои учреждения. Теперь, когда зачеты получают за деньги об образовании и знаниях говорить действительно не приходится.
Часто можно встретить объявление «Требуется архитектор, образование МАрхИ». Но «господа», зачем вам специалист из ВУЗа, в котором 80% выпускников учились и получили дипломы «по звонку», или их "вели", или как там еще. Конечно, что он (этот выпускник) может делать кроме заимствований.
Зачем Вам, господа, позвоночный? А затем, ответят наверное господа, что сейчас в цене не специалисты, а "раскрученные". Время такое.
Написал: vbl
21 августа 2009 06:29
Принимая во внимания результаты внешней проверки кафедры архитектуры ТюмГАСУ (были сделаны замечания о недостаточной связи её научного потенциала с производством), по заявке вышлем список авторских трудов по социальным проблемам формирования массовой жилой застройки. В этой связи, однако, возникают следующие вопросы: «Как в России может развиваться не сырьевой сектор экономики при кредитных ставках более его расчётной нормы прибыли (12%) и при отсутствии социальной базы правового поля, т. е. среднего класса (в Европе он составляет 70%)? Заинтересован ли отечественный Строительный комплекс увеличивать темпы жилищного строительства (у нас 0,4 кв. м на человека в год, а в США – 2), если в условиях российского «дикого» капитализма (см. официально внедряемую психоэкономику Фридмана в условиях высокого риска малого и среднего бизнеса) и дефицита жилья строители уже имеют сверхприбыль (100% и более)?». При этом согласно нового Указа президента о национальной безопасности, проводимой Административной реформой и переходом отечественного производства на международные стандарты качества по серии ISO 9000 (при ожидаемом вступлении России в ВТО), актуализируются проблемы изучения "архитектурных" (пространственных) потребностей населения (см. также значение «обратной связи» систем управления, архитектурные законы РФ, п. 2.2.1. Устава ВПП «Единая Россия», ст. 3 и 5 закона РФ «О безопасности»). Опыт таких исследований в районах Среднего Приобья, а также авторский проект Доктрины урбанизационной безопасности, нами изложен на сайте http://vbl.host1gb.info/.
Добавление комментария
Нам кажется, Вам пора зарегистрироваться:)

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
 

Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить код
Введите код:

 
Наш опрос

что важно для архитектурного конкурса
интересная, но абстрактная тема
тема должна быть "реальным проектом"
известное жюри
быстрые сроки проведения (месяц)
растянутые сроки (больше месяца)
легкие требования к подаче материала
жесткие требования и большой объем подачи
наличие вступительного взноса
либо его отсутствие
главное - это хороший приз
незнаю, напишу своё мнение на форуме

Последние темы с форума
Нас посчитали
 
 
 
 
 

© 2006-2011 [ архитектоника ] архитектура и дизайн | Design by: [ studio.архитектоника ]