[ архитектоника ] портал о современной архитектуре и дизайне >> советская архитектура > Здание Цирка на Вернадском проспекте в Москве, 1971 год.

Здание Цирка на Вернадском проспекте в Москве, 1971 год.


27 июня 2007. Разместил: Кирилл Гуд
Здание Цирка на Вернадском проспекте в Москве, 1971 год.

Здание Цирка находится рядом с метро Университет, сюда можно доехать наземным транспортом. От здания начинается парк. Близость с Детским музыкальным театром им. Наталии Сац (закончен в 1965 г.), и главным зданием Университета (закончен в 1959г.) создает интересный контрастный ансамбль, находящийся на достаточно большом пространстве. Строительство здания цирка – 1971 год, архитекторы Я. Белопольский, Е. Вульных и др.

Здание Цирка на Вернадском проспекте в Москве, 1971 год.

Здание цирка является ярким примером художественного функционализма. Применена классическая схема цирка – шатер. План – окружность, центральным звеном которой является сам манеж со зрительскими местами. Вокруг зала – вестибюль. В здание два входа. За счет этого зрителям проще пройти с площади внутрь здания и более равномерно разместиться в холле цирка. Из холла посетители сразу пройдут в свою часть зрительного зала. Обратите внимание – простой план рождает четкую, удобную функцию. Артистические, репетиционные залы, помещения для животных и прочая подсобная площадь объединена в широкий стилобат, на который поставлен стеклянный цилиндр здания цирка.

Здание Цирка на Вернадском проспекте в Москве, 1971 год.

Складчатый купол с толщиной сечения 3 метра. За счет использования остекления купол приобретает невесомость. Зеркальное покрытие стены зала цирка в глубине фойе отражает небесный свод. Зритель может оказаться в любом месте перед зданием цирка и огромный купол для него будет всего лишь легким шатром над хрустальным дворцом цирка. Ребенок, как главный посетитель цирка, не оставит этот факт без внимания. С одной стороны – жесткий функционализм, с другой – мягкость, воздушность пространств и объемов.

Здание Цирка на Вернадском проспекте в Москве, 1971 год.

Интерьеры характерны для этого этапа в архитектуре. Открытые лестницы, проходы, ведущие зрительный зал, стойки гардероба, стальные колонны и зеркала создают в фойе многоплановость и глубину. Напротив входов из зеркальной глади стены выделяются чеканные рельефы из бронзы: эквилибрист, клоун с пуделем и прыгающий через огненный обруч лев.

Здание Цирка на Вернадском проспекте в Москве, 1971 год.

Зрительный зал цирка на Вернадского представляет собой амфитеатр высотой 36 метров, состоящий из 23 рядов (3.400 мест). Пять сменных манежей располагаются в огромном машинном зале на глубине 18 метров. Здесь же находится и огромный машинный зал. Смена манежей, благодаря хорошо отлаженной технике и электронике, происходит за пять-шесть минут. Один гигантский 13-метровый круг опускается, отъезжает в сторону, а другой, подвигаемый "рукой великана", встает на его место и поднимается вверх. Во многих спектаклях цирка были задействованы все пять манежей: конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. Есть в большом цирке и шестой манеж - репетиционный. Он занят с утра до поздней ночи.

Здание Цирка на Вернадском проспекте в Москве, 1971 год.

Участок проработан. Главная линия движения – через просторную площадь с фонтанами сразу к главному входу. Ребенок даже не увидит огромные очереди в кассы – они спрятаны в цокольный этаж. Однако, гуляя вокруг, спускаясь по пандусам и поднимаясь по лестницам, перед нами постоянно меняется картина, постоянным участником которой останется масштабный купол здания.

Здание Цирка на Вернадском проспекте в Москве, 1971 год.

Безусловным минусом архитектуры цирка на Вернадском проспекте является, тот факт, что входы в здание никак не обозначены. Визуально хочется пройти или обойти здание, но входить психологически некуда. Администрация цирка разместила над входами яркий баннер – «Мой мир – манеж». Из курса «Психология и архитектура»: круглая форма является наиболее неудобной для входа человека в здание. В свете этого, архитекторам необходимо было продумать этот важный момент. Тамбуры внешние, облицованные темным гранитом, теряются на общем фоне стеклянной поверхности.
Так же хочется отметить, что поход в цирк – это яркое событие, выполненное архитекторами в сдержанных, холодных тонах.

Здание Цирка на Вернадском проспекте в Москве, 1971 год.

В шестидесятые годы прошлого века, архитекторы и инженеры не боялись проектировать большепролетные купольные конструкции, в жестком конструктивном подходе находили пластичное и функциональное решение